Антикризисное управление. Методическое пособие.

Электронная версия методического пособия "Антикризисное управление".

Законодательство о несостоятельности (банкротстве)

Российское законодательство о несостоятельности прошло три этапа: дореволюционный, советский и современный.

Дореволюционный этап – это было в основном законодательство о несостоятельности физических лиц (Русская Правда, Уставы судопроизводства торгового и гражданского, Уставы о несостоятельности 1800 г., 1832 г. с последующими изменения-ми). В России первый закон о торговой несостоятельности был введен в 1870 году, второй – в 1903 году. Различались несостоятельность торговая и неторговая, что оказывало влияние на при-знаки несостоятельности, на подсудность дел, на порядок судо-производства по делам о несостоятельности, на последствия при-знания должника несостоятельным.

Советский период – законодательство о несостоятельности существовало (главы 37, 38 и 39 ГПК РСФСР 1922 г. и другие акты), но практически не применялось. Плановая экономика и институт банкротства были объективно несовместимы.

Современный этап – понятие «банкрот» введено в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур». Затем 19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (введен в действие с 1 марта 1993 г.).

Банкротство – это механизм перераспределения собственно-сти. В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства.

Защита интересов государства как собственника в отноше-нии федеральных предприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства, была возложена на Фе-деральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России.

В Законе 1992 года были восприняты основные тенденции развития мирового законодательства о несостоятельности. В то же время он страдал рядом недостатков, затруднявших его при-менение. Он практически не регламентировал процессуального порядка разрешения дел о несостоятельности, включал в качестве признака несостоятельности неоплатность должников, не диффе-ренцировал нормы применительно к разным категориям должни-ков, узко определял круг лиц, подпадающих под действие норм о несостоятельности, имел ряд других недостатков. Можно сказать, что реально Законодательство не работало, так как отсутствовал действенный арбитражно-судебный механизм.

Следующий Закон о несостоятельности был принят 8 января 1998 г. и вступил в действие с 1 марта 1998 года. Он тоже был несовершенен, прежде всего, потому, что противоречил ГК РФ и АПК РФ. Именно второй Закон 1998 года активно применялся для «заказных» банкротств. Их доля составляла примерно 30% (декабрь 2001 года, из выступления руководителя ФСФО Татья-ны Трефиловой).

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству была создана не просто как орган, принимающий решения о банкротстве предприятий, а напротив, как организация, борющаяся за сохранение жизнеспособности компаний, находящихся в процедуре банкротства. Главной целью ФСФО была реанимация бизнеса объявивших о банкротстве фирм путем вве-дения внешнего управления. Результаты работы этого органа не-утешительны: лишь 1,3% предприятий, на которых вводилось внешнее управление, удалось восстановить свою платежеспособность. Одна из причин неудовлетворительной работы института банкротства в России – отсутствие согласия между органами вла-сти (МНС, ФСФО и Минфином) относительно того, при каких условиях должно проходить оздоровление предприятий. Предло-жения ФСФО о предоставлении отсрочки обанкротившимся предприятиям по выплате их долгов (в том числе налоговых) или даже их списании редко находили поддержку у МНС.

За 10 лет через процедуру банкротства были ликвидированы многие акционерные общества, а их акции не были выведены из реестра, то есть наш рынок наводнен акциями несуществующих предприятий. Ни законом, ни другим нормативным документом не предусмотрена процедура информирования реестродержателя о ликвидации предприятия. Примерно 97–98% всех банкротств стали принудительной ликвидацией предприятий, так как активов должника было недостаточно для погашения всех задолжностей.

Обладателями лицензий «Антикризисный управляющий» в настоящее время являются более 15 тысяч человек. Из-за отсут-ствия критериев профессиональной компетентности отменили (сентябрь 2001 г.) первоначальное деление арбитражных управ-ляющих на три категории.

В декабре 2002 года появился третий Закон о несостоятельности, который вобрал в себя все худшее из первого и второго. Но самое главное, что все эти законы направлены на перераспределение собственности от государства в сторону частных собственников. Государство, как показала вся наша практика, прояви-ло себя неэффективным собственником, даже эффективно про-дать свою собственность оно не в состоянии.

Большинством населения Закон о банкротстве воспринимается не как способ урегулирования жизни, не как способ обеспечения стабильности, высокого комфорта жизни в стране, а как инструмент разрешения спорных вопросов в пользу одной из сторон. Это в лучшем случае. А в худшем случае – как дубина, с помощью которой гвоздят нежелательного конкурента и нежелательного претендента на собственность.

Есть серьезные опасения, что новый закон инициировался людьми, которые понимают, как можно его применять для новой, очень мощной волны передела собственности. Кризисные явления в самой экономике как раз и создают благоприятную почву для того, чтобы затеять новый передел. Это новый инструмент для нового передела.

В мае 2004 года Правительство РФ упразднило службу ФСФО, а ее функции Постановлением «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», подписанным М. Фрадковым, возложены на налоговое ведомство. Теперь фискальные органы будут принимать решения о проведении процедуры банкротства само-стоятельно. Для работы с предприятиями-банкротами будет соз-дан специальный департамент.

]]>twitter.com facebook Вконтакте Google Buzz google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru]]>

Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)