Антикризисное управление. Методическое пособие.

Электронная версия методического пособия "Антикризисное управление".

Контроллинг и модерация


Рубрика: Стратегии и тактики
Метки: | |
Просмотров: 3364
Подписаться на комментарии по RSS

Понятие «контроллинг» происходит от английского глагола to control, имеющего различные значения. В экономическом смысле это управление и наблюдение, но их эффективность невозможна без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, поэтому контроллинг включает комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению.

Согласно современному подходу, контроллинг интерпретируется как информационное обеспечение планирования, регулирования и контроля (мониторинга) на предприятии, интеграция системной организации и координации. Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета, по возможности организованные в банк технико-экономических данных.

К основным задачам контроллинга относится разработка концепции и формирование адекватной системы планирования и контроля.

Из основных задач контроллинга вытекают специальные задачи:

  • планирование и контроль на предприятии;
  • бухгалтерский учет;
  • подготовка и передача первичной, ориентированной на результат информации;
  • формирование систем, методики и организационных структур контроллинга.
Таким образом, контроллинг выполняет функции консультирования и обслуживания, подготовки и реализации решений. Эти специальные задачи контроллинга распространяются на предприятие в целом, его продуктовые, функциональные и региональные подразделения (подсистемы), программы мероприятий и проекты на всех уровнях решения.

Контроллинг, обеспечивающий стратегические решения и стратегическое планирование, определяется как стратегический контроллинг.

На первом этапе – внедрение системы контроллинга – целесообразно ответственность возложить на предпринимателя. Также необходима помощь консультанта со стороны.

На втором этапе, когда система контроллинга начинает работать, ответственность необходимо возложить на конкретный отдел или определенное должностное лицо. Контроллером (навигатором) является или становится тот, кто больше, чем другие, учится, видит и во всех ситуациях думает и действует целеустремленно, с мыслями о будущем, с желанием лучше управлять предприятием.

При создании службы контроллинга придется прибегнуть к модерации. Применение модерационных методов способствует проявлению скрытых творческих возможностей работников. Данный метод необходим для совместной выработки планов несколькими сотрудниками; одновременно посредством модерации можно продемонстрировать технику мышления этих людей. Все заинтересованные лица в любой момент получают информацию о ходе процесса планирования и могут выразить свое мнение. Это означает, что практически становится возможным «открытое планирование», когда каждый специалист или заинтересованный отдел участвуют в формировании планов.

Используя модерационные методы, служба контроллинга активизируется, если:

  • необходимо объединить профессиональные знания сотрудников нескольких отделов;
  • постановка проблемы и ее решение очень сложны, и в этом задействованы сотрудники нескольких участков отдела учета затрат;
  • специалисты имеют разные мнения;
  • в процессе составления планов должны совместно работать специалисты разных участков;
  • требуется опубликовать принятые планы;
  • следует предусмотреть альтернативы решения конкретных проблем;
  • необходимо за относительно короткое время сформулировать предложение по ликвидации того или иного «узкого» места;
  • невозможно решить сложную проблему при помощи простых расчетов и методов;
  • совещания на уровне всего предприятия должны дать эффективные результаты.
Если выполняется одно (несколько) из этих условий, то можно рекомендовать метод модерации.

Применение метода модерации имеет цель заставить людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы. Проблема должна решаться поэтапно: от постановки задачи (в устной, а затем письменной форме) до ее коллективного обсуждения. Группа учится открытому обмену идеями, критике и оценке; развивается и постепенно материализуется творческая инициатива работников, что за короткое время может привести к самым неожиданным и очень ценным результатам. Модератор берет на себя управление творческой работой группы людей (команды), не оказывая на них давления. Процесс модерации становится намного эффективнее, если модератор имеет достаточно специальных знаний, чтобы понимать суть дискуссии участников и делать соответствующие выводы для выработки своей тактики. Контроллер, который выполняет одновременно и функцию модератора, должен зафиксировать на бумаге намеченные цели и обсуждаемые проблемы.

]]>twitter.com facebook Вконтакте Google Buzz google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru]]>

Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)