Инновации как стратегический ресурс организации » Антикризисное управление. Методическое пособие.

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия – его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется техническими и управленческими факторами:

  • сложившийся ранее уровень развития производства;
  • состояние механизма и системы управления;
  • тип и ориентация организационной структуры;
  • тенденции экономической и инновационной политики;
  • понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала.

Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:

  1. факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления;
  2. факторы внутренней среды;
  3. факторы внешней среды.

Первая группа факторов – это совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие (постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ).

Вторая группа – это возможности самого предприятия, проявляющиеся в разных аспектах его финансово-хозяйственного положения; состояния организационной структуры управления; организационно-технического уровня коммуникационной системы; величина материальных и информационных ресурсов; качество, профессионализм и решительность управленческого персонала.

Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

  1. организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;
  2. поиск этой группой разнообразных источников информации как внутри, так и внефирменных;
  3. использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;
  4. поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;
  5. поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;
  6. четкая стратегия управления нововведениями.

Инновационная стратегия тесно связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности.

Различают два основных типа инновационной стратегии:

  1. Адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, то есть в целях выживания.
  2. Конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *