Антикризисное управление. Методическое пособие.

Электронная версия методического пособия "Антикризисное управление".

Антикризисная программа


Рубрика: Антикризисное управление
Просмотров: 7522
Подписаться на комментарии по RSS

Главное отличие реструктуризации предприятий от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабель-ности заключается в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется по-средством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намечен-ных рубежей с предполагаемыми ресурсами.

Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость ра-боты предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показа¬телей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.

При разработке и реализации антикризисных программ важно обра¬щать внимание на повышение их эффективности, т.е. лучшее использова¬ние выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода предпри-ятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может слу-жить также срок окупаемости вложений.

Поскольку научных и практических разработок антикризисных про¬грамм компаний недостаточно, приходится ориентироваться на общие положения методологии программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же время при определении структуры про-граммы, включаемых в нее мероприятий, показа¬телей, ресурсных источников и способов управления ее разработкой и реализацией необходимо иметь в виду специфику отрасли.

Формированию антикризисной программы должен предшество-вать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной дея-тельности предпри¬ятия, его активов и пассивов, дебитор-ской и кредиторской задолженно¬сти, обеспеченности собст-венными средствами, существующих и воз¬можных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет вы¬явить причины кризисного состояния, наме¬тить способы его пре-одоления.

Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помога-ет так¬же определить структуру, объемы и источники ресур-сов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы полу-чить более обширные данные о ресурсных потребностях про-граммы и источниках их удовлетворения, требуется разра-ботка мероприятий, ведущих к достижению поставленных це-лей.

Традиционно в комплексных социально-экономических про-граммах на первом месте были мероприятия в области произ-водства, в настоящее же время не менее важная роль при-надлежит сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкуретоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.

Поэтому в антикризисных программах целесообразен раздел по мар¬кетингу, формируемый на основе изучения рынка, ана-лиза динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.

Большое значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе ее реструктуризации. Нередко это вы-двигается на первое место, исходя из того, что основная причина кризиса производства - несовершенство управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствова-ния.

Острой проблемой является ресурсное обеспечение программ, что вы¬звано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских креди¬тов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от продажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, иностранных вложе-ний, поступлений от продажи дополнительных выпусков акций за счет «разводнения» акционерного капитала компании.

Рассмотрены только некоторые методологические подходы к пре¬одолению спада производства, его неплатежеспособности и убыточности для практического же использования такого эффективного инструменте антикризисного управления, как программы реструктуризации и финансового оздоровление предпри¬ятий требуются научные исследования. В первую оче-редь необходим; типовая методика формирования программ реструктуризации убыточных предприятий в различных отрас-лях экономики.

Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать сле¬дующие выводы:

попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руково-ди¬телей применять антикризисные меры управления;

антикризисное поведение предприятий зачастую противопо¬ложно тем действиям, которые эффективны в условиях эко-номичес¬кого роста или стабилизации экономики;

в промышленности стихийно формируются различные анти¬кризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изу¬чить, признать и сознательно использовать на практике.

Среди таких предприятий оказалось много широко известных не только у нас в стране. К их числу относится завод име-ни И.А.Ли¬хачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непо-средственное участие в разработке комплексной антикризис-ной программы, включающей:

развитие маркетинговой службы предприятия, способной обес¬печить реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;

совершенствование деятельности подразделений АМО ЗИЛ, занимающихся международными связями, для расширения сбыта продукции за рубежом;

расширение в Москве системы сервисного обслуживания ав-томобильной техники, выпускаемой АМО ЗИЛ;

совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных товаров народного потребления.

Эти меры подкреплены антикризисным бизнес-планом, в кото¬ром предусмотрено увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей современным потребностям городского хозяйства; снижение издержек; реструктуризация производ-ственных мощностей; привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объек-тов недвижимости и земель¬ных участков.

Правительство Москвы взяло на себя финансирование разра-ботки проекта детальной планировки территории предприятия, предусмотрев при этом возможность размещения на ее периферийной части некоторых производств, подлежащих вы-воду из центра города; оказание финансовой помощи для ор-ганизации переподготовки и сохранения квалифицированных кадров, создания дополнительных рабочих мест; решение ря-да крупных вопросов с Правительством России, министерст-вами и ведомствами, банковскими учреждениями.

Кроме того, Правительство Москвы:

установило, что при реализации Москомземом на земельных торгах прав аренды высвобождаемых земельных участков 70% дохода поступает АМО ЗИЛ на реконструкцию производ-ства;

разрешило предприятию перевод объектов его жилищного фонда, малопригодного для жилья, в нежилой без выплаты компен¬сационных платежей с целью их последующей продажи или сдачи в аренду;

оказало содействие в совершенствовании организационной структуры и системы управления предприятием, привлече-нии средств для реализации перспективных инвестиционных проектов, а также в использовании оптимальных схем по-гашения кредиторской и деби¬торской задолженности;

утвердило программы мероприятий по передаче объектов со¬циальной сферы АМО ЗИЛ в собственность Москвы и по-ставок его автомобильной техники для нужд городского хозяйства, а также план мероприятий по его информацион-ной и рекламной поддержке.

В ряде регионов страны по инициативе местных органов вла-сти объединяются кредитные ресурсы, которые аккумулируют-ся во вне¬бюджетном фонде финансовой поддержки промышлен-ности регио¬на и выдаются предприятиям с компенсацией час-ти процентной ставки за счет средств фонда. В числе мер, содействующих функци¬онированию предприятий в условиях кризиса, они также добиваются:

реструктуризации задолженности предприятий перед бюдже¬том, внебюджетными фондами и системами энерго-, тепло- и водо¬снабжения;

выделения централизованных финансовых ресурсов на об-слу¬живание и поддержку мобилизационных производств и объемов государственного резерва;

защиты отечественных товаропроизводителей от бескон-троль¬ного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, анало¬гичную конкурентоспособной продукции российских товаропроиз¬водителей;

введения дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом. Одни — на регулярные пере-возки, обусловленные сложившейся технологией производ-ства и потребле¬ния товаров; другие — на разовые пере-возки грузов в связи с реали¬зацией в основном инвести-ционных процессов;

эффективной рекламной поддержки отечественных конкурен¬тоспособных товаров.

Во многих регионах созданы советы по антикризисным про-грам¬мам, которые:

разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к фи¬нансовому оздоровлению предприятий;

анализируют ход выполнения антикризисных программ, со¬действуют осуществлению мероприятий по финансовому оз-доров¬лению предприятий;

ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных проектов и подготовки антикризисных бизнес-планов;

заслушивают сообщения территориальных органов по делам о несостоятельности (банкротстве), о применении преду-смотренных законодательством процедур финансового оздо-ровления или банк¬ротства предприятий, имеющих неудовле-творительную структуру баланса.

На смягчение последствий кризиса и оживление экономики направлены региональные программы государственной под-держки и развития малого предпринимательства.

]]>twitter.com facebook Вконтакте Google Buzz google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru]]>

Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)